Этнография

 Что такое этнография?

Этнография — наука, основным объектом изучения которой являются народы мира.
Подобно большинству названий наук, термин «этнография» является производным от древнегреческих слов. Одно из них «этнос» переводится как народ, другое — «графейн» значит писать, описывать.
Предмет этнографии
Основным предметом этнографии является изучение народов мира, их духовной и материальной культур, их историческое развитие. Важное место занимает изучение этногенеза — истории возникновения того или иного этноса, становление социальных институтов. В последнее время уделяется внимание и межэтническим взаимоотношениям.

Проблема понятия «этнос» в этнографии
Ещё в XIX веке возникают первые попытки объяснить, что означает понятие «этнос», «народ». Одним из первых попытался это сделать А. Бастиани. Он пришёл к выводу, что типами существования этноса являются нациянародностьплемя, как самодостаточные, самопроизводящиеся путем воспроизведения этнического самосознания и этнически однородных браков, целостные и устойчивые, односистемные образования. Впрочем, такое объяснение не смогло удовлетворить исследователей, так как не учитывало факторы, например, этнокультурной и языковой ассимиляции.
Под влиянием трудов эволюционистов, а также трудов К. Маркса и Ф. Энгельса, появляется новая теория — этносы как социальные группы, возникшие в ходе исторического процесса (в трудах марксистов он часто выглядел так — племя, народность, капиталистическая нация (а иногда и без этого периода), социалистическая нация).
В СССР также велись исследования на тему сущности понятия «этнос». Одно из основных теоретических положений было выдвинуто академиком Ю. В. Бромлеем, который выделил этнос как «этникос» в локальном смысле и этнос как этносоциальный организм.  Ю. Бромлей разделял понятия «этникос» и «нация», так он писал: «Этникосы и этносоциальные организмы — основные виды этнических общностей. Но ими этническая структура человечества не исчерпывается. Многие этносы, особенно крупные, нередко сами состоят из так называемых этнографических групп или субэтносов. Этими терминами принято обозначать территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназвание и как бы двойственное самосознание. Этнографические группы часто ведут свое происхождение от вошедших в народность или нацию племенных компонентов. Иногда они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также в результате сильного расширения этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными соседними этносами и т. д.» 
В современной России исследованием проблематики «этноса» занимается, в частности, В. А. Тишков, который выстраивает свою теорию на основе зарубежных исследований. Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип».
Важнейшим понятием в современной этнологии и этнографии является понятие «этничности» как совокупности языковых, культурных и других признаков, отделяющую один социум от другого.
Методы этнографии

Основным методом этнографии является непосредственное наблюдение быта и нравов народов земного шара, их расселение и культурно-исторические взаимоотношения, с последующим их анализом. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то используются также и письменные и вещественные источники.
Методом непосредственного наблюдения является работа этнографа на территории его исследования, и именуется полевым этнографическим исследованием (Полевая этнография)
Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальных этнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовой культуры и их функционирования как определенной системы.
Все полевые этнографические исследования можно разделить на два типа:
Стационарные — долгое проживание среди изучаемого народа, в результате чего этнограф более глубоко узнает его материальную и духовную культуру, а также быт. Из недостатков — малый охват территории, а следовательно и невозможность сравнительного исследования с другими областями (Яркими представителями были В. Г. БогоразЛ. Я. ШтернбергН. Н. Миклухо-МаклайБ. Малиновский и др.).
Экспедиционный — наиболее распространенный метод сбора этнографического материала, позволяет за короткое время (от нескольких недель до пары месяцев) собрать материал о быте, жилище, одежды, утвари то есть о том, что не требует стационарного наблюдения.
Во время полевых этнографических исследований используют следующие методы:
Наблюдение — метод, при котором исследователь вживается в изучаемую среду, различают простое — наблюдение со стороны или внутреннее, когда исследователь принимает участие в жизни изучаемого социума.
Опрос — метод сбора первичной информации. Этнограф сначала составляет вопросник, а потом беседует по нему с жителями.
Анкетирование — метод, при котором исследователь не лично беседует с информатором, а путем анкеты (через почту, путем раздачи листовок или прессы)
Интервью — личная беседа с использованием вопросника.
Также следует отметить:
Метод пережитков — изучение тех или иных явлений, которые ещё остаются у народов, но потеряли свое прежнее значение.
Сравнительно-функциональный (или кросс-культурный) метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее в развитии народов, а также их причины.
Хозяйственно-культурные типы
Давно было замечено, что народы, говорящие на разных языках имеют много общего в духовной и материальной культурах, а родственные наоборот, иногда очень отличаются. Именно поэтому были сформулированы понятия о «хозяйственно-культурных типах» и «историко-этнографических областях».
Хозяйственно-культурный тип (ХКТ) — комплекс особенностей хозяйства и культуры, сложившийся исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естествено-географических условиях.
Все хозяйственно-культурные типы зависят в первую очередь от способа производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия с окружающей средой. Именно поэтому, из-за различия в промыслах, изготовления пищи, утвари и т. д., появляются и особенности у разных народов (Ср.: наличие схожих верований у народов Поволжья и кельтов, а также со славянским населением — общность производства — земледелие, и связанный с ним, аграрный культ). От вида ХКТ зависит и социальный строй общества. Все хозяйственно-культурные типы можно разделить на 3 больших группы:
Группа с преобладающей ролью охоты, собирательства и рыболовства, т. н. «присваивающий» вид хозяйства
Мотыжные земледельцы и животноводы. Здесь экономика более устойчива, и носит регулярный характер. Становится возможным сохранять часть продуктов на время, появляется избыток, а следовательно и появление раннеклассовых отношений (например, рабовладение, без накопления, «избытка», оно было бы невозможно, ведь нечем было бы кормить рабов).
Плужные земледельцы. Главная особенность — использование при сельскохозяйственной работе тягловой силы животных. Производительность труда возрастает, именно этот тип был основным способом производства у классовых обществ Азии, Европы и Африки.
Эти три типа являются поверхностными (общими), и сами делятся на другие типы (например: охотники и собиратели лесов жаркого пояса, высокогорные скотоводы-кочевники и т. д.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий